Влияние увлажнения грунтов земляного полотна

На таких дорогах осадки дорожной одежды и потеря устойчивости наблюдаются за счет развития недопустимых касательных напряжений в конструктивных щебеночных слоях и выдавливания глинистых включений и разрушенных пород алевролитов и мергелей. Максимальная величина осадок приходится на период интенсивного оттаивания грунтов деятельного слоя, а также во время затяжных дождей. В пределах экспериментальных участков № 5-7 после отработки съезда и снятия слоя горной породы толщиной 15 м с сентября 1976 г. до июня 1977 г. наблюдали повсеместное поднятие земляного полотна на 10-36 мм. Поднятие, по-видимому, является результатом проявления упругих свойств грунтов, находившихся длительное время под давлением массы вышележащих напластований горных пород. Однако динамику этого явления за зимний период 1976-1977 гг. полностью исследовать не удалось. В летний период 1977 г. интенсивность поднятия значительно уменьшилась, и к концу летних наблюдений величина поднятия составила от 3 до 7 мм. При этом наблюдалась зависимость величины поднятия от массы снятого грунта над исследуемыми точками дороги при устройстве съезда. При исследованиях изучалось влияние увлажнения грунтов земляного полотна инфильтрационной водой и регулирование водного режима дорожной конструкции путем устройства гидроизоляционного слоя. На 6-м и 7-м участках гидроизоляционный слой не устраивали. Водоотводные сооружения на всех участках работали удовлетворительно.

Изучение влажностного режима грунтов земляного полотна показало, что влажность грунта на 5-м участке, несмотря’ на обильное выпадение атмосферных осадков, была постоянной и составила 20% по массе. На 6-м и 7-м участках влажность грунтов достигла 31%. В летний период 1977 г. осадка грунтов земляного полотна на 5-м участке не наблюдалась, а на 6-м и 7-м участках она составила от 11 до 25 мм. На участках, где дорожная одежда устроена из фракционированного щебня по способу заклинки вслед за отработкой съезда или технологического горизонта, осадка земляного полотна уменьшилась почти в 2,5 раза. В основном осадка происходит в весенний период при оттаивании дорожной одежды за счет потери устойчивости глинистых включений по контакту между щебеночными отдельностями. При этом ровность и прочность дорожной одежды и ее эксплуатационная пригодность были обеспечены.