Равнопрочное сооружение

Конечно, насыпь, возведенная при помощи машин, должна быть устойчивой. Необходимо стремиться к тому, чтобы любая машина давала равнопрочное сооружение. Но, с другой стороны, мне кажется, что структура грунта насыпи получается различной. В этом нетрудно убедиться, если мы проанализируем весь процесс, который происходит при применении той или иной машины. Например, грейдер-элеватор, измельчив грунт своими дисками, затем отсыпает его в тело насыпи с некоторой высоты. При этих условиях в насыпи увеличивается процент защемленного воздуха. На значение защемленного воздуха в теле земляного полотна указывал в своих работах проф. Н. В. Орнатский. Демонстрируя на своих лекциях слушателям Академии лабораторный опыт получения влияния защемленного воздуха в насыпи, он установил различное поднятие верхней части грунта, загруженного в трубку, в зависимости от степени плотности. Отсюда следует, что способ работы по отсыпке насыпи оказывает некоторое влияние на величину объема защемленного воздуха.

Скреперные работы дают в насыпи другую структуру грунта, который менее измельчен, чем в случае применения грейдер-элеватора. Насыпь получается более плотной. При помощи грейдер-элеватора и скрепера грунт в резерве разрабатывается небольшими слоями, и потому в теле возводимой ими насыпи грунты располагаются обратно залеганию их в резерве. При применении экскаваторных работ ковш экскаваторов забирает грунт со всей глубины забоя, перемешивает его, и таким образом тело насыпи отсыпается как бы из более однородного грунта. Если в предыдущих докладах говорилось означении однородности грунта в теле насыпи с точки зрения ее устойчивости, то, следовательно, тип машин, применяемых для ее возведения, имеет важное значение. Это соображение следует учесть при испытаниях машин, намечаемых к серийному выпуску.