Архитектурные качества дороги

Например, при часто применяемой на магистральных дорогах ширине проезжей части 7 м средняя высота архитектурно воспринимаемого пространства над дорогой должна быть около 4-4,5 м, а на автомагистрали с двумя проезжими частями, имеющими ширину вместе с разделительной полосой 18 м, — около 11 м. Кажущаяся трудность достичь такого соотношения устраняется путем подбора ширины всего расстояния между боковыми ограничивающими предметами. Архитектурные качества дороги выигрывают с увеличением объема охватываемого ею архитектурно воспринимаемого пространства. Под архитектурно воспринимаемым пространством здесь понимается пространство, ограниченное поверхностью дороги и местными предметами или растительностью, расположенными по бокам. Сверху оно зрительно ограничивается воображаемой плоскостью, соединяющей по концам обозреваемого участка верх предметов, расположенных справа и слева от дороги, которые могут быть разной высоты. Объем организованного дорогой пространства будет в каждый момент определяться для пассажира автотранспорта произведением средней высоты боковых ограничений (леса, зданий, откоса, полосы снегозащитных насаждений и т. п.) на ширину между ними и на длину ясно видимого в данный момент участка дороги. Эту длину следует принимать не более 1 км, так как на большем расстоянии зрительная оценка видимых размеров предметов и пространства затруднительна. Высота архитектурно воспринимаемого пространства зависит от продольного профиля дороги. На выпуклых участках профиля она всегда бывает меньше, чем на вогнутых, чем и объясняется более выгодный внешний вид вогнутых участков дорог.

В целях усиления на этих участках архитектурного эффекта полезным оказывается прием посадки аллеи высоких деревьев в понижениях рельефа местности для увеличения объема организованного дорогой пространства.