Ох уж этот телевизор?

«Закачалось!» – глаза мужа светятся от восторга, словно у ребенка, которому Дед Мороз только что подарил желанную игрушку. Он наконец-то нашел и скачал в Интернете любимый Санькин мультфильм про обезьянок, песенка из которого у всех на слуху: «В каждом маленьком ребенке, и мальчишке и девчонке, есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило…» Раньше мне тоже было весело смотреть на проделки маленьких обезьянок и то, как за ними носится вечно всклоченная мамаша. А теперь иногда кажется, что я чем-то на нее похожа, да и Санька как-то уж очень напоминает маленьких проказников… Сейчас я над этим мультфильмом не смеюсь.

Но Саньке он нравится, потому что это веселый, яркий и добрый мультик, и теперь вечерами история обезьянок становится частью ритуала отхождения ко сну.

Всем известно: психологи против того, чтобы ребенок до шести лет смотрел телевизор и телеканал. Но разве можно оградить современного ребенка от телевидения? Наверное, кто-то скажет, что возможно, и даже придумает целую систему, как это сделать. Но я вот следовать ей не стану: зачем лишать малыша того, что является важнейшей составляющей счастливого детства – чудесных мультфильмов?

Как дети их смотрят? Они воспринимают их буквально, открыв рот, переживают события вместе с любимыми героями, жалеют их, осуждают или радуются вместе с ними, а главное – учатся.

Нет, без мультиков невозможно счастливое детство. Но вот от рекламы, новостей и сцен насилия родители своего малыша должны оградить. Здесь действительно трудно предугадать, какое влияние окажет эта информация на неокрепшую детскую психику. Я помню тот вечер, когда мы только приехали из роддома. Стали укладывать Саньку спать – малыш капризничал и даже отказывался от груди. В это время по телевизору шли новости, пока я его не выключила, успокоить сына мы не могли. И с тех пор – никакого телевизионного фона во время отхождения Саши ко сну. И никаких новостей.

Заманчиво бывает включать телевизор во время кормления ребенка-привереды. Уставившись в него, дети, даже если имеют плохой аппетит, могут съесть не только свою порцию, но и добавку попросить. Правда, они этого даже не заметят, но какая разница – главное, ребенок сыт. Только вот беда, потом таких детей накормить без телевизора невозможно, да и проблемы с пищеварением у них не так уж и редки. Поэтому здесь телевизор – тоже скорее враг, чем друг.

Постоянно включенный телевизор – своеобразный шумовой фон, и мерцание экрана утомляет нервную систему ребенка, действует разрушающе на познавательную активность малыша. Ребенок все равно видит то, что происходит на экране, слышит звуки и впитывает то, что ему совсем не нужно, постепенно отвыкая получать информацию другим путем. Действительно, зачем двигаться, прилагать усилия, если телевидение преподносит все на «блюдечке с голубой каемочкой». Потом ребенку становится трудно найти себе занятие, да и нелюбовь к чтению тоже берет свои истоки от злоупотребления телевизором. И я еще не говорю о проблемах со зрением и даже слухом, которые возникают у детей, не отходящих от «голубых экранов».

Но все же телевизор можно сделать союзником и другом, если подходить к нему с позиций здравого смысла. Главное здесь – тщательный отбор телепередач и строгий регламент. Врачи расходятся во мнении относительно времени, которое в общей сложности может проводить ребенок перед телевизором, цифра колеблется от 15 до 40 минут. Здесь, наверное, нужно исходить из особенностей самого ребенка. Например, Санька может спокойно посмотреть 15-минутный мультфильм, но более долгий его утомляет.

По собственному опыту могу сказать, что для нас телевизор иногда бывает настоящей палочкой-выручалочкой. Утренний мультфильм помогает Саньке окончательно проснуться и делает сборы в детский сад более легкими, а вечерняя сказка стала важным элементом в цепочке событий, которые настраивают кроху на сон.